КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №37-К

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ

 100001, г.Цхинвал, ул. 13 Коммунаров 29 
 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 


7 июня 2017 г.                                                                                                                             N 37-К 

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Южная Осетия в составе: председательствующего Джиоева В.В., судей Гагиевой Н.В. и Хабаловой Э.Ц., с участием истца Г.А.Э., представителя ответчика – Б.В.В. (доверенность №019/763 от 06.06.2017), рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Комитета государственной безопасности РЮО (далее по тексту — КГБ РЮО) на решение Цхинвальского городского суда от 18 апреля 2017 года по иску Г.А.Э. к КГБ РЮО о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания от 16.11.2016 и возложении обязанности по его отмене. Заслушав доклад судьи Г.Н.В., изложившего обстоятельства гражданского дела, содержание судебного постановления, принятого по де-лу, доводы кассационной жалобы, объяснения истца Г.А.Э. и представителя ответчика Б.В.В. в обоснование доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия 

 Установила: 
Решением Цхинвальского городского суда от 18 апреля 2017 года удовлетворен иск Г.А.Э. к КГБ РЮО. Суд постановил: «Признать незаконным приказ по КГБ РЮО от 16.11.2016 № 0236 ЛС о применении в отношении Г.А.Э. дисциплинарного взыскания в виде строгого выговора. Обязать КГБ РЮО отменить приказ № 0236 ЛС от 16.11.2016.» В кассационной жалобе КГБ РЮО ставится требование об отмене решения Цхинвальского городского суда от 18.04.2017 и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявления, ссылаясь на следующее.  По мнению автора кассационной жалобы не соответствует действительности утверждение суда о том. что по факту дисциплинарного проступка, совершенного Г.А.М., в нарушение порядка привлечения к дисциплинарной ответственности, установленного Дисциплинарным уставом ВС, протокол не составлялся и истцу для ознакомления не представлялся. По факту разбирательства составлено заключение комиссии, что является, по сути, формой протокола по факту дисциплинарного проступка, составленного комиссией. Объяснительная в письменном виде не составлялась, однако по факту совершенного дисциплинарного проступка с Г.А.Э. членами комиссии была проведена беседа. Г.А.Э., вынашивая устойчивые намерения по выставлению своей кандидатуры на участие в выборах Президента РЮО в 2017 году, не поставил в известность руководство Комитета о своих политических планах. Право Г.А.Э. избирать и быть избранным в органы государственной власти, участвовать в референдуме, никоим образом не ставится под сомнение, а взыскание им получено исключительно за нарушение уставных отношений между военнослужащими. В действиях подполковника Г.А.Э. усматриваются нарушения в частности: 1) п.24 Устава внутренней службы ВС, согласно которым каждый военнослужащий, назначенный на воинскую должность, имеет должностные обязанности, которые определяют его полномочия, а так же объем выполняемых им задач в соответствии с занимаемой воинской должностью. Должностные обязанности исполня-ются только в интересах военной службы; 2) п.п.1 п.1 перечня грубых дисциплинарных проступков Дисциплинарного устава ВС, то есть нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, выразившееся в игнорировании основных принципов единоначалия и субординации.  Рассмотрев материалы гражданского дела и обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия находит жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения. Согласно ст.362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права. Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно вынесено при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательства-ми, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 — 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Исходя из требований приведенных выше норм, Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, содержащим исчерпывающие выводы, касающиеся рассматриваемого дела.  В судебном заседании установлено, что Приказом КГБ РЮО за № 0236-ЛС от 16.11.2016 подполковнику Г.А.Э. (А-0119) объявлен строгий выговор за грубое нарушение п.п.1 п.1 перечня грубых дисциплинарных поступков Дисциплинарного устава Вооруженных сил, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, выразившееся в игнорировании основных принципов единоначалия и субординации.  Основанием для наложения дисциплинарного взыскания в виде строго выговора послужило Заключение о результатах служебного разбирательства от 15.11.2016.  На основании п.1 ст.29 Закона РЮО «О статусе военнослужащих» военнослужащий или гражданин привлекается к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок, то есть за противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воин-ской дисциплины, которое в соответствии с действующим в Республике Южная Осетия законодательством не влечет за собой уголовной или административной ответственности. Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина. Согласно п.6 ст.29 Закона РЮО «О статусе военнослужащих» вина военнослужащего при привлечении его к дисциплинарной ответственности должна быть доказана в порядке, установленном названным за-коном действующим в Республике Южная Осетия законодательством, и установлена решением командира или вступившим в законную силу постановлением судьи. Согласно требованиям ст. 33 Закона РЮО «О статусе военнослужащих» при привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности выяснению подлежат: событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения), лицо, совершившее дисциплинарный проступок, вина военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы совершения дисциплинарно-го проступка, данные, характеризующие личность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, совершившего дисциплинарный проступок, наличие и характер вредных последствий дисциплинарного проступка, обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность, причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка, другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности. В качестве доказательств допускаются: объяснения военнослужащего привлекаемого к дисциплинарной ответственности, объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего к дисциплинарной ответственности, заключение и пояснения специалиста, документы, показания специальных технических средств, вещественные доказательства. По делу о дисциплинарном проступке было проведено комиссией служебное разбирательство, в заключении по которому приводится только один довод о том, что Г.А.Э. провел ряд встреч с авторитетными гражданами Республики Южная Осетия, представителями органа власти, высшим руководством РЮО по существу своих политических амбиций, о чем в не поставил в известность свое руководство. Действия под-полковника Г.А.Э. стали предметом широкого обсуждения среди юго-осетинской общественности, а также обратили на себя внимание высшего руководства Республики, тем самым был нанесен ущерб авторитету КГБ РЮО как органу, сотрудники которого находятся вне политики.  Согласно п.3 ст.33 Закона РЮО «О статусе военнослужащих» в качестве доказательств допускаются: объяснения военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности; объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности; заключение и пояснения специалиста; документы; показания специальных технических средств; вещественные доказательства. Согласно п.4 ст.33 Закона РЮО «О статусе военнослужащих» объяснения военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, объяснения лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности, представляют собой сведения, имеющие отношение к решению вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности, и сообщаются указанными лицами в устной или письменной форме. Объяснения указанных лиц в случае необходимости записываются и приобщаются к материалам о дисциплинарном проступке, а также отражаются в протоколе о грубом дисциплинарном проступке или в дру-гом протоколе, предусмотренном настоящим Законом. Согласно требованиям ст.35 Закона РЮО «О статусе военнослужащих» 1. По каждому факту совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного проступка, за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящей статьи, про-водится разбирательство. При этом для установления обстоятельств совершения дисциплинарного проступка группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, может проводиться одно разбирательство в отношении всех военнослужащих или граждан, при-званных на военные сборы, участвовавших в совершении этого дисциплинарного проступка. 2. Разбирательство не начинается, а начатое разбирательство прекращается в случае, если установлено хотя бы одно из обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы. 3. Срок разбирательства не должен превышать 10 суток с момента, когда командиру стало известно о совершении военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, дисциплинарного про-ступка. 4. Порядок проведения разбирательства, полномочия командира или иного лица, проводящего разбирательство, определяются общевоинскими уставами в соответствии с настоящим Законом. 5. В ходе разбирательства должны быть собраны доказательства, на основании которых могут быть установлены обстоятельства, подлежащие выяснению при привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности. 6. В случае, если в ходе разбирательства установлено, что в действии (бездействии) военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, усматриваются признаки преступления, лицо, проводящее разбирательство, обязано незамедлительно доложить об этом в установленном порядке командиру воинской части (должностному лицу гарнизона) и действовать в соответствии с его указаниями. Командир воинской части (должностное лицо гарнизона) незамедлительно уведомляет об этом военного прокурора и принимает меры, предусмотренные действующим в Республике Южная Осетия законодательством. 7. По окончании разбирательства по факту совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, грубого дисциплинарного проступка лицо, проводящее разбирательство, составляет протокол о грубом дисциплинарном проступке (если грубый дисциплинарный проступок совершен группой военнослужащих или граждан, призванных на военные сборы, протокол о грубом дисциплинарном проступке составляется в отношении каждого военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, участвовавшего в совершении этого дисциплинарного проступка). 8. В протоколе о грубом дисциплинарном проступке, форма которого устанавливается общевоинскими уставами, указываются: дата и место составления протокола; должность, воинское звание, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; должность, место военной службы (прохождения военных сборов), воинское звание, фамилия, имя, отчество военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, в отношении которого составлен протокол; должности, места военной службы (прохождения военных сборов), воинские звания, фамилии, имена, отчества лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, к дисциплинарной ответственности (для лиц, которым известны обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы, К дисциплинарной ответственности, не являющихся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, — фамилии, имена, отчества и адреса места жительства); время, место, способ и другие обстоятельства совершения военно-служащим или гражданином, призванным на военные сборы, грубого дисциплинарного проступка; доказательства, подтверждающие наличие события грубого дисциплинарного проступка и виновность военнослужащего или гражданина, призванного на военные сборы; положения законов и иных нормативных правовых актов Республики Южная Осетия, которые были нарушены; сведения о примененных мерах обеспечения производства по мате-риалам о дисциплинарном проступке, а в случае участия при этом понятых — должности, места военной службы (прохождения военных сборов), воинские звания, фамилии, имена, отчества понятых, являющихся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы, либо фамилии, имена, отчества и адреса места жительства понятых, не являющихся военнослужащими или гражданами, призванными на военные сборы; обстоятельства, смягчающие дисциплинарную ответственность, и обстоятельства, отягчающие дисциплинарную ответственность; другие фактические данные, необходимые для установления обстоятельств совершения военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, грубого дисциплинарного проступка. 9. Военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в отношении которого составлен протокол о грубом дисциплинарном проступке, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом. Указанный военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, имеет право представить замечания по содержанию протокола в письменной форме, которые прилагаются к протоколу. О наличии указанных замечаний лицом, составившим протокол, делается запись в протоколе. 10. Протокол о грубом дисциплинарном проступке подписывается составившим его лицом и военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, в отношении которого он составлен. В случае, если военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, отказывается подписать протокол, в нем делается соответствующая запись лицом, составившим протокол. Копия протокола под расписку вручается военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы, в отношении которого он составлен. 11. В случае, если в последующем в материалы о дисциплинарном проступке вносятся изменения, с этими изменениями должен быть под расписку ознакомлен военнослужащий или гражданин, призванный на военные сборы, в отношении которого проводилось разбирательство. Нормы Дисциплинарного устава Вооруженных сил, устанавливающие порядок применения к военнослужащему дисциплинарного взыскания, аналогичны требованиям приведенных выше норм Закона РЮО «О статусе военнослужащих», как правильно отмечено в оспариваемом решении судом первой инстанции. Исходя из материалов дела, разбирательства по факту совершения Г.А.Э. дисциплинарного проступка проведено без соблюдения требований указанных норм права, учитывая отсутствие протокола о грубом дисциплинарном проступке, нарушение предусмотренного десятидневного срока для разбирательства, отсутствие соответствующих доказательств и объяснений Г.А.Э., и т.д. При таких обстоятельствах суд считает, что факт совершения Г.А.Э. дисциплинарного проступка не подтвержден. Доводы кассационной жалобы не содержат установленных ст.362 ГПК РФ правовых оснований, и не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними. Таким образом, суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представ-ленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 360-362 и 366 ГК РФ, Судебная коллегия 

Определила: 
Кассационную жалобу Комитета государственной безопасности РЮО оставить без удовлетворения. Решение Цхинвальского городского суда от 18.04.2016 по делу по иску Г.А.Э.ф к КГБ РЮО о признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания от 16.11.2016 и возложении обязанности по его отмене оставить без изменения. 

Председательствующий: Джиоев В.В. 
Судьи: Гагиева Н.В. Хабалова Э.Ц.

  • Каждый второй Вторник месяца
    с 14-00 до 17-00
  • +7(9974) 45-19-38;
  • +7(929) 804 67 80;
  • +7(9974) 46-21-16
  • Республика Южная Осетия, г. Цхинвал,
    100001, ул. 13 Коммунаров, 29
  • Госпошлина Управлению Казначейства Минфина РЮО на счет
    №40101810300010010001 для
    Верховного Суда (02810703020011000110)
  • Все контакты

ВЕРХОВНЫЙ СУД

ЮЖНОЙ ОСЕТИИ,

2021

Адрес

Республика Южная Осетия, г. Цхинвал,
100001, ул. 13 Коммунаров, 29

Социальные сети

Thousands of possibilities. Choose yours