РЕШЕНИЕ № 2-7

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ 100001, г.Цхинвал, ул. 13 Коммунаров 29 
 ИМЕНЕМ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ 
 Р Е Ш Е Н И Е 


27.03.2017 г.                                                                                                                         Дело № 2-7 г. Цхинвал 

Верховный Суд Республики Южная Осетия в составе: председательствующего Тибиловой М.В., судей Маргиевой И.А., Плиева А.С., при секретаре судебного заседания Санакоевой А.Ф., с участием Генерального прокурора Республики Южная Осетия Джагаева У.Ф.,административного истца Багаева А.Н., представителя административного истца Кесаева З.С. по доверенности от 27.03.2017г., представителей административного ответчика Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия Туаева А.А., по доверенности от 27.03.2017 г. № 227, Туаева М.А., по доверенности от 27.03.2017 г. № 227, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Багаева Амирана Николаевича к Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия от 14.03.2017г. № 14/1 об отказе в регистрации Багаеву А.Н. кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия и обязании Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия зарегистрировать Багаева А.Н. кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия, 

 УСТАНОВИЛ:
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия №14/1 от 14 марта 2017 года Багаеву Амирану Николаевичу отказано в регистрации кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия. Багаев А.Н, обратился в Верховный Суд Республики Южная Осетия с административным иском ( поименовано заявлением) об отмене Постановления, ссылаясь на его незаконность. В иске указано о предвзятом отношении Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия, в связи с тем, что основания отказа, изложенные в Постановлении не соответствуют действительности, в связи с чем является незаконным. Далее указывает, что согласно Постановления ЦИК РЮО № 14/1 от 14 марта 2017 года : «…Проверив соответствие выдвижения инициативной группой избирателей Багаева Амирана Николаевича кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия требованиям Конституционного закона Республики Южная Осетия « О выборах Президента Республики Южная Осетия» и необходимые для регистрации кандидата документы, в соответствии со статьями 27, 287, 29 Конституционного закона Республики Южная Осетия « О выборах Президента Республики Южная Осетия», рабочая группа установила: Итоговый протокол по сбору подписей, декларация о доходах и сведения об имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата и членов его семьи, сведения о расходах кандидата и членов его семьи, представленные инициативной группой избирателей по выдвижению Багаева Амирана Николаевича кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия, а также информация, представленная кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия Багаевым Амираном Николаевичем, соответствуют требованиям статьи 48 Конституции Республики Южная Осетия, Конституционного закона Республики Южная Осетия « О выборах Президента Республики Южная Осетия».Однако, в соответствии со Справкой о проверке подписных листов с подписями в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Республики Южная Осетия Багаева Амирана Николаевича, представленной Министерством внутренних дел Республики Южная Осетия от 12 марта 2017 года за № 39/63/1-132, из 4010 фактически представленных подписей, количество подписей, признанных недостоверными составляет 93 подписей, признанных недействительными – 568 подписей, что составляет более 15 процентов от общего количества представленных подписей и является основанием для отказав регистрации кандидата». Изложенные в Постановлении № 14/1 доводы относительно недостоверности и недействительности количества представленных подписей и Справки об исследовании № 29 от 11 марта 2017 года согласно пунктов 196-205 на подписных листах с № 200 по № 209 в качестве ошибок признано, что в подписных листах не указаны наименования улиц и нумерация домов.В населенных пунктах, на которых ссылаются в Справке об исследовании № 29 от 11 марта 2017 года отсутствуют наименования улиц и нумерация домов ( справки прилагаются ). Также , сведения , указанные в итоговом протоколе о сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатов на должность Президента Республики Южная Осетия Багаева Амирана Николаевича как недействительные, были внесены в Справку об исследовании № 29 от 11 марта 2017 года как недостоверные и недействительные, что уже является нарушением законодательства Республики Южная Осетия. В соответствии со ст.23 Конституции Республики Южная Осетия, а также ст.31 Конституционного закона Республики Южная Осетия « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», ст.ст. 29 и 30 Конституционного закона Республики Южная Осетия « О выборах Президента Республики Южная Осетия», Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия нарушила его права. В судебном заседании заявитель Багаев Амиран Николаевич требования иска поддержал в полном объеме и просил об их удовлетворении. В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Кесаев З.С. требования иска поддержал в полном объеме и в качестве пояснений к ранее поданному административному исковому заявлению от 23.03.2017г. добавил, что Справка об исследовании от 11.03.2017г. №29 (далее- Справка №29) не содержит требуемых для подобного рода документов сведений о квалификации лица, проводившего исследование, его уровень знаний, полномочия, законные основания его действий, применявшуюся методику исследования, методы исследования, оборудовании и технических средствах, применявшихся в процессе исследования, так же не указанны основания и цель проводимого исследования, т.е. не указаны орган, направивший подписные листы на исследование, ссылка на соответствующий сопроводительный документ и их содержание в части вопросов, которые ставились перед экспертом. Далее, Справка №29 не может быть объективной и полной т.к. в отношении выявленных, по мнению эксперта, в графах «Дата внесения подписи» цифровых записях выполненных одним лицом, не установлена принадлежность этому лицу росписи в графе «Подпись», что является подтверждением действительности соответствующего пункта требованиям законодательства.В справке №29, в п. 1 указанно:»…на листе по №1 — в пунктах №4 и 5, в графе: «Дата внесения подписи» цифровые записи выполнены одним лицом; — в пунктах №10 и 11, в графе: «Дата внесения подписи» цифровые записи выполнены одним лицом…» При этом, эксперт не указывает на принадлежности росписи лица, выполнившего цифровые записи в пунктах №4 и 5, в графе: «Дата внесения подписи», соответствующему пункту графе «Подпись». Данный факт не позволяет определить, является ли один из пунктов, №4 или 5, законным, что в результате не позволяет однозначно произвести подсчёт действительных и недействительных записей. Указанный пример распространяется с 1 до 170 пункт и 172 по 195 пункт Справки №29. Изложенные факты доказывают невозможность принятия Справки №29 в качестве документа подтверждающего недействительность какой либо записи в подписных листах представленных для проверки их достоверности, лишают её законности и соответственно правовой силы, а следовательно, делают невозможной к применению в качестве документа основания для принятии каких либо решений. В административном исковом заявлении от 23.03.2017г. имеется отсылка к справкам опровергающим основание для отказа в регистрации А.Н. Багаеву кандидатом на должность Президента РЮО, в частности, не указание в графе: «Адрес места жительства» наименование улицы и номера дома. Из полученных документов (представлены суду вместе с административным исковым заявлением от 23.03.2017г.): Справка Хетагуровской сельской администрации от 22.03.2017г. №035; Справки Болской сельской администрации от 22.03.2017г. №6; Справки Администрации Ленингорского района от 22.03.2017г. №49/17; Справки Цинагорской сельской администрации от 22.03.2017г. №120, следует, что в с.Хетагурово, с.Морбедаани, с.Цинагор, наименования улиц и нумерация домов отсутствуют, а в п. Ленингор в паспортах жителей улицы не указываются. Следовательно, данные, указанные в пунктах 169, 171, 172, 174, 175, 177, 181, 182, 186, 188, 195, 196, 198-202, 204, 205 Справки №29 в части отсутствующих наименований улиц и номеров домов в графе: «Адрес места жительства», являются полными, законными и соответствующими требованиям предъявляемым законодательством.  Считает, что ЦИК РЮО неправомерно признал незаконными подписи указанные в пунктах 169, 171, 172, 174, 175, 177, 181, 182, 186, 188, 195, 196, 198-202, 204, 205 Справки №29 в части отсутствующих наименований улиц и номеров домов в графе: «Адрес места жительства». Методом арифметического сложения, сумма законных подписей равна 142. Считает невозможным считать Справку об исследовании от 11.03.2017г. №29 объективной, полной и законной, следовательно, её нельзя принимать как документ основания для определения в подписных листах каких либо записей недостоверными или недействительными. Так же,считает необходимым признать Постановление ЦИК РЮО от 14.03.2017г. №14/1 необоснованным и следовательно незаконным, т.к. из его содержания не следует объективное и обоснованное разъяснение отказа, а указанна отсылка к Справке №29 и количество признанных ЦИКом РЮО недостоверными 93 и недействительными 568 подписей. ЦИК РЮО не указывает методику подсчёта недостоверных, недействительных подписей, не указывает чем обоснованы цифры 93 и 568, не даёт отсылок к конкретным пунктам и фактам отражённым в Справке №29, при том, что Справка №29 не содержит конкретных выводов с указанием конкретного количества недостоверных, недействительных подписей. Представитель Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия Туаев А.А. иск не признал и просил суд оставить его без удовлетворения, полагая Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия № 14/1 от 14 марта 2017 года законным и обоснованным. Представитель Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия Туаев М.Д. иск не признал и просил суд оставить его без удовлетворения, полагая Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия № 14/1 от 14 марта 2017 года законным и обоснованным. Заслушав объяснения административного истца, его представителя, представителей Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия, заключение Генерального прокурора Республики Южная Осетия, просившего отказать административному истцу в удовлетворении его требований, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований. В соответствии с пунктом 5 ст.29 Конституционного закона « О выборах Президента Республики Южная Осетия» решение Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия об отказе в регистрации кандидата может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Южная Осетия. ЦИК РЮО отказал Багаеву А.Н. в регистрации кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия на основании пункта 3 статьи 29 Конституционного закона « О выборах Президента Республики Южная Осетия». Выявление 15 и более процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества представленных подписей избирателей является основанием отказа кандидату в регистрации. 23 января 2017 года кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия Багаевым А.Н. были представлены 4010 подписей избирателей. Согласно итоговому протоколу о сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Республики Южная Осетия Багаева А.Н. количество фактически представленных подписей составляет 4010 подписей, на 209 листах, из которых 25 подписей исключены кандидатом до представления подписей в ЦИК РЮО. Представленные подписи были проверены в полном объеме в соответствии со ст.28 Конституционного закона РЮО « О выборах Президента Республики Южная Осетия». ЦИК РЮО, согласно итоговому протоколу по проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата на должность Президента Республики Южная Осетия Багаева А.Н. , из проверенных подписей недостоверными признаны 93 подписей, недействительными признаны 568 подписей, или более 15 процентов от общего количества представленных подписей. В силу пункта 1 статьи 28 Конституционного закона РЮО « О выборах Президента Республики Южная Осетия», политическая партия, избирательный блок, инициативная группа избирателей, выдвинувшие кандидата на должность Президента Республики Южная Осетия, обязаны собрать в его поддержку не менее 3500 подписей избирателей, при этом на одну административно-территориальную единицу Республики Южная Осетия должно приходиться не менее 150 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данной административно-территориальной единицы. При этом законодатель устанавливает порядок изготовления, оформления подписных листов, порядок сбора подписей. Конституционный закон « Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» определяет недостоверную подпись как подпись, собранную с нарушением порядка сбора подписей избирателей, участников референдума и оформления подписного листа. Конституционным законом Республики Южная Осетия « О выборах Президента Республики Южная Осетия» предусмотрено, что все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, установленных приложениями 1 и 2 к настоящему конституционному закону, считаются недостоверными. Форма подписного листа утверждена Конституционном законом Республики Южная Осетия « О выборах Президента Республики Южная Осетия» и предусматривает адрес , место жительства избирателя, о чем имеется указание в настоящем Конституционном законе (пункт 5 ст.28). Адрес места жительства включает в себя наименование города, района и населенного пункта Республики Южная Осетия, улицы, номера дома и квартиры. Выявление при проверке подписных листов отсутствия в них названия улиц и нумерация домов избирателя, давало ЦИК РЮО законные основания для признания собранных подписей недостоверными. Согласно справке № 29 от 11 марта 2017 года по указанному основанию признаны недостоверными 131 подпись избирателей. Суд соглашается с мнением заявителя о необоснованном признании недостоверными подписей пунктов 196-205 на подписных листах с № 200 по № 209, в связи с тем что не указаны наименования улиц и нумерация домов, поскольку, в населенных пунктах с.Цинагар, с.Морбедаани, с. Болниси Ленингорского района, в с.Фазыкау Дзауского района, в с.Хетагурово Цхинвальского района отсутствуют наименования улиц и нумерация домов. По указанному основанию ЦИК РЮ признал недостоверными 131 подпись избирателей. Между тем, при проверке подписных листов судом выялено, 97 недостоверных подписей по указанным основаниям. Следовательно, 34 подписей следует исключить из общего числа недостоверных подписей. ЦИК РЮО посчитал недостоверными:-518 подписей в которых цифровые записи в графе «Дата внесения подписи» и в графе « Подпись» выполнены одним лицом. При проверке подписных листов по указанным основаниям судом выяувлено-824 подписей, на 306 подписей больше.  Статья 28 Конституционного закона « О выборах Президента Республики Южная Осетия» определяет порядок сбора подписей и оформления подписного листа. В соответствии с требованиями Конституционного закона при сборе подписей избиратель ставит собственноручно подпись в поддержку выдвижения кандидата и дату ее внесения.  Таким образом, из содержания Конституционного закона следует, что подпись и дату внесения подписи избирателем ставится собственноручно, иное свидетельствует о недостоверности подписи, поскольку не соблюдены требования к порядку сбора подписей. ЦИК РЮО обоснованно посчитал недействительными :- 4 подписей, где в графе « серия, номер, и дата выдачи паспорта» не указаны паспортные данные, 1 подпись -избирателю не исполнилось 18 лет; 4-подписи, где в графе « Подпись» отсутствуют подписи. Указанное также свидетельствует о недостоверности подписей, в связи с несоблюдением требовании к порядку сбора подписей и оформлению подписного листа.( ст.28 Конституционного закона). Нарушение этих правил согласно пункту 3 ст.29 Конституционного закона « О выборах Президента Республики Южная Осетия» является основанием для отказа в регистрации кандидата.С доводом представителя истца о том, что Справка об исследовании от 11.03.2017г. №29 не содержит требуемых для подобного рода документов сведений, о квалификации лица проводившего исследование, его уровень знаний, полномочия, законные основания его действий, применявшуюся методику исследования, методы исследования, оборудовании и технических средствах применявшихся в процессе исследования, так же не указанны основания и цель проводимого исследования, суд не может согласиться . Заключение эксперта -почерковеда может быть выполнено в виде отдельного документа (справки). Представленная судом Справка № 29 от 11 марта 2017 года содержит все необходимые реквизиты (дату, номер, подпись, фамилию, имя, отчество кандидата, подписные листы которого исследовались, а также указание на номера папок, подписных листов, строк в подписном листе). Выводы , содержащиеся в справке, изложены в письме адресованном ЦИК РЮО от 12.03 17 г.№1/1-135. Довод представителя истца о том, что в Справке № 29 от 11 марта 2017 года, эксперт не указывает на принадлежности росписи лица, выполнившего цифровые записи в указанных справке пунктах в графе: «Дата внесения подписи», соответствующему пункту графе «Подпись» , что не позволяет определить является ли один из указанных пунктов законным, что в результате не позволяет однозначно произвести подсчёт действительных и недействительных записей является не состоятельным Согласно Конституционному закону « О выборах Президента Республики Южная Осетия» избиратель собственноручно ставит подпись и дату внесения подписи, иное влечет недостоверность каждой подписи. Судом по ходатайству заявителя допрошен эксперт –Багаев Алан Сосланович, который пояснил, что работает в должности прокурора-криминалиста в Генеральной прокуратуре РЮО. Он был откомандирован в МВД РЮО для проведения исследования подписных листов. Багаев А.С. представил суду свидетельство на право самостоятельного производства судебных экспертиз № 024215, выданный ЭКК Волгоградской академии МВД России от 22.07.2014 г. При исследовании подписей он руководствовался методиками и книгами Диспатова, Ашманова, Шарпат. Багаев А.С. пояснил, что исследовались все подписные листы, представленные Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия. Все нарушения, допущенные во время сбора подписей избирателей, указаны в Справке № 29 от 11 марта 2017 г. У суда нет оснований сомневаться в его компетентности и объективности. Суд считает, что Справка об исследовании от 11.03.2017г. №29 является объективной, полной и законной, и Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия обоснованно приняла ее в качестве документа. Таким образом, из 3975 представленных подписей, количество подписей, признанных недостоверными составляет 927 подписей, что составляет более 15 процентов от общего количества представленных подписей и является основанием для отказа в регистрации кандидата. Иные доводы административного истца не влияют на правильность приятого избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата и сводятся к неверному толкованию положений закона. Проведенное судом исследование, оценка доказательств, представленных заявителем, представителями Центральной избирательной комиссии РЮО, позволяет сделать вывод о том, что Постановление Центральной избирательной комиссии № 14/1 от 13 марта 2017 года об отказе Багаеву Алану Николаевичу в регистрации кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия принято в соответствии с требованиями Конституционного закона « О выборах Президента Республики Южная Осетия» и оснований для признания его незаконным не имеется, поэтому заявление административного истца Багева А.Н. подлежит оставлению без удовлетворения. Руководствуясь ст. ст.175-180, 227, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ч. 5 ст. 29 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах Президента Республики Южная Осетия», суд 

 РЕШИЛ: 
В удовлетворении административного искового заявления Багаева Амирана Николаевича к Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия об отмене постановления Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия от 14.03.2017г. №14/1 об отказе в регистрации Багаеву А.Н. кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия и обязании Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия зарегистрировать Багаева А.Н. кандидатом на должность Президента Республики Южная Осетия – отказать. Решение суда является окончательным. 


Председательствующий Тибилова М.В. 
Судьи Маргиева И.А.              Плиев А.С.

  • Каждый второй Вторник месяца
    с 14-00 до 17-00
  • +7(9974) 45-19-38;
  • +7(929) 804 67 80;
  • +7(9974) 46-21-16
  • Республика Южная Осетия, г. Цхинвал,
    100001, ул. 13 Коммунаров, 29
  • Госпошлина Управлению Казначейства Минфина РЮО на счет
    №40101810300010010001 для
    Верховного Суда (02810703020011000110)
  • Все контакты

ВЕРХОВНЫЙ СУД

ЮЖНОЙ ОСЕТИИ,

2021

Адрес

Республика Южная Осетия, г. Цхинвал,
100001, ул. 13 Коммунаров, 29

Социальные сети

Thousands of possibilities. Choose yours