ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ100001, г.Цхинвал, ул. 13 Коммунаров 29
Именем Республики Южная Осетия
РЕШЕНИЕ
г.Цхинвал 30 мая 2014 г. Дело №…..
Верховный Суд республики Южная Осетия в составе: председательствующего судьи Хабаловой Э.Ц., при секретаре Чочиевой М.М., с участием прокурора Хачировой В.С., представителя Центральной избирательной комиссии – Б.М.В.(доверенность № 209 от 30.05.2014г), заинтересованного лица-кандидата в депутаты Парламента Республики Южная Осетия от Республиканской политической партии «Единая Осетия» К.О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия об отмене регистрации кандидата в депутаты Парламента РЮО шестого созыва К.О.А., включенного в зарегистрированный список кандидатов в депутаты Парламента РЮО шестого созыва, выдвинутого РПП «Единая Осетия»,
Установил:
7 мая 2014г. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия приняла решение № 13/2 о регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия шестого созыва, выдвинутого Республиканской политической партией «Единая Осетия», в количестве 33 человек. К.О.А.,14 января 1982года рождения, является кандидатом в депутаты Парламента РЮО шестого созыва (включена в зарегистрированный список кандидатов в депутаты Парламента РЮО шестого созыва, выдвинутый РПП «Единая Осетия»,№13 в списке кандидатов). Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия обратилась в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Парламента РЮО шестого созыва К.О.А.,включенной в зарегистрированный список кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия шестого созыва, выдвинутого РПП «Единая Осетия». Как указывает заявитель Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия обратилась в МВД РЮО с просьбой сообщить, являются ли гражданами РЮО и проживают ли постоянно на территории РЮО последние пять лет лица, включенные в республиканский список кандидатов РПП «Единая Осетия», в числе которых была К.О.А., 12 мая 2014года из МВД РЮО был получен ответ за № 1\1-257,в котором сообщается, что гр-ка К.О.А.,14.01.1982г. рождения, уроженка г.Цхинвал, РЮО, в соответствии с п.»б» ст.5 КЗ РЮО «О гражданстве РЮО» является гражданкой РЮО. Вместе с тем, по данным КПП «Нижний Зарамаг», Пограничного управления ФСБ РФ по РСО-Алания гражданка К.О.А.,в период с 15.05.2009г. по 31.12.2009г. находилась за пределами Республики Южная Осетия 5 месяцев и 15 дней, в 2010году 5 месяцев и 11 дней и, соответственно, не проживает в Республике Южная Осетия постоянно последние пять лет. На момент регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия шестого созыва, выдвинутого РПП «Единая Осетия», сведения об отсутствии у К.О.А.,пассивного избирательного права не были и не могли быть известны Центральной избирательной комиссии РЮО, в связи с чем решением № 20/1 Центральной избирательной комиссии от 12 мая 2014года К.О.А.,была исключена из зарегистрированного республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента РЮО, выдвинутого РПП «Единая Осетия». 23 мая 2014 года решением № 2-11 Верховный Суд Республики Южная Осетия признал незаконным решение ЦИК РЮО от 12 мая 2014года мотивируя тем, что согласно п.1ч. 6 ст.82 КЗ РЮО «О выборах депутатов Парламента РЮО», регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный республиканской список кандидатов, выдвинутый политической партией, может быть отменена Верховным судом РЮО по заявлению Центральной избирательной комиссии РЮО в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации, предусмотренным ст.40 указанного Конституционного закона. Заявитель указывает, что факт непроживания на территории РЮО К.О.А., постоянно последние пять лет свидетельствует об отсутствии у нее пассивного избирательного права, что является основанием для отмены ее регистрации в соответствии с положением п.1.ч.5 ст.41,п.1.ч.6.ст.82 КЗ РЮО «О выборах депутатов Парламента РЮО» и ч.1 ст.58 Конституции РЮО. В судебном заседании представитель заинтересованного лица -ЦИК РЮО Б.М.В.поддержал заявленные требования и пояснил, что на запрос ЦИК РЮО от 12 мая 2014г. получен ответ о том, что гр-ка К.О.А.,является гражданкой Республики Южная Осетия, но последние пять лет не проживала постоянно на территории Республики Южная Осетия. Факт непроживания на территории РЮО К.О.А.,постоянно последние пять лет свидетельствует об отсутствии у нее пассивного избирательного права и является основанием для отмены ее регистрации в соответствии с положением п.1 ч.5 ст.41,п.1 ч.6 ст.82 КЗ РЮО «О выборах депутатов Парламента РЮО». Ни Конституция РЮО, ни другие конституционные законы, касающиеся выборов, не предусматривают уважительных причин и дополнительных проверок отсутствия гражданина на территории РЮО. На момент регистрации К.О.А., в республиканском списке кандидатов в депутаты 7 мая 2014года ответ из МВД РЮО еще не был получен Центральной избирательной комиссией. Заинтересованное лицо-кандидат в депутаты Парламента РЮО от РПП «Единая Осетия» К.О.А.,требования заявления не признал и пояснила, что постоянным местом жительства для нее в течении последних пяти лет является Республика Южная Осетия. Центральная избирательная комиссия отсутствие у нее пассивного избирательного права обосновывает тем, что согласно письма МВД РЮО она не проживала на территории Республики Южная Осетия последние пять лет. Считает, что полученные данные пункта пропуска «Нижний Зарамаг» Пограничного управления ФСБ РФ свидетельствуют лишь о выездах в связи с необходимостью. С декабря 2008года она работает на должности помощника министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Ее выезды в 2009году и 2010году. связаны с объективными обстоятельствами. В июле 2009года она ушла в ежегодный отпуск, будучи беременной, ей пришлось лечь в больницу в г.Владикавказ и так как в ее положении до рождения ребенка переезды были нежелательны, то до сентября месяца 2009года она осталась на территории Северной Осетии. Тем не менее, в январе 2010года она выезжала на учебу в г.Ростов –на-Дону, в апреле 2010года с ребенком лежала в больнице в г.Владикавказ, а вернулась в конце месяца. К.О.А., пояснила, что в законодательстве существуют такие понятия, как: место проживания и место пребывания. Место проживания -это то место, где лицо преимущественно или постоянно проживает. Место ее проживания — г.Цхинвал, здесь у нее семья и работа, а место ее временного пребывания- г.Владикавказ, куда она выезжала в связи с необходимостью. Вменяемый ей период отсутствия на территории РЮО является уважительным и не является свидетельством отсутствия у нее пассивного избирательного права. Представитель МВД РЮО К.А.С., допрошенный судом в качестве свидетеля, пояснил, что в целях взаимодействия и координации действий на время проведения выборов депутатов Парламента Республики Южная Осетии шестого созыва он был направлен в качестве представителя МВД РЮО В Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия и им были проведены суммарные подсчеты отсутствия конкретного лица на территории РЮО последние пять лет по данным КПП «Нижний Зарамаг». В частности были проверены данные о пересечении К.О.А.,госграницы РЮО за период с 15.05.2009года по настоящее время и установлено, что она находилась за пределами Республики Южная Осетия 5 месяцев и15 дней в 2009году, в 2010году 5 месяцев и 11 дней, что является свидетельством того, что она последние пять лет не проживает в Республике Южная Осетия. Допрошенный в судебном заседании по ходатайству заинтересованного лица К.О.А., свидетель З.А.А. пояснил, что работает заместителем министра по ЧС РЮО. К.О.А., работает помощником министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РЮО по юридическим вопросам с 2008года по настоящее время. Она отсутствовала на работе только по уважительным причинам, когда ушла в отпуск по беременности, в период получения образования и в 2010году находилась в командировке. Остальное время она работала и постоянно проживает в г.Цхинвал. Аналогичные показания дали свидетели Б.А.В., В.Л.С., Т.Х.Д., Г.Л.С., К.И.А. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РЮО Хачировой В.С., полагавшей в удовлетворении заявления ЦИК РЮО отказать, Верховный Суд Республики Южная Осетия не находит оснований для удовлетворения заявления Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия об отмене регистрации кандидата в депутаты Парламента Республики Южная Осетия К.О.А. по следующим основаниям. Конституционный закон «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия» предусматривает, что для регистрации республиканского списка кандидатов уполномоченный представитель политической партии не позднее чем за 35 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия избирательные документы (ст.39). Центральная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации документов обязана принять решение о регистрации республиканского списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного списка (ст.41). Решением Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия от 7 мая 2014 года за № 13/2 зарегистрирован республиканский список кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия шестого созыва, выдвинутого Республиканской политической партией «Единая Осетия», в количестве 33 человек, в котором К.О.А. состоит под № 13. Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия обратилась в суд с заявлением об отмене вышеназванного решения, в связи с отсутствием у К.О.А., пассивного избирательного права, из которого следует, что К.О.А., является гражданкой Республики Южная Осетия, но последние пять лет не проживала постоянно на территории Республики Южная Осетия. В соответствии с ч.1 ст.58 Конституции Республики Южная Осетия депутатом Парламента Республики Южная Осетия может быть избран гражданин Республики Южная Осетия, достигший на день голосования 21 года и постоянно проживающий последние пять лет на территории Республики Южная Осетия. Указанную выше норму Конституции Республики Южная Осетия воспроизводит п.1 ст.5 Конституционного Закона «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия».Таким образом, Конституция Республики Южная Осетия и Конституционный Закон «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия» предусматривают условия приобретения гражданином права быть избранным депутатом Парламента Республики Южная Осетия в виде достижения им определенного возраста, срока постоянного проживания в Республике Южная Осетия и наличия гражданства Республики Южная Осетия. Указанный выше срок постоянного проживания не менее 5 лет должен непосредственно предшествовать проведению выборов. Факт постоянного проживания кандидата в депутаты Парламента Республики Южная Осетия К.О.А., в Республике Южная Осетия подтверждается многочисленными доказательствами, представленными в ходе судебного рассмотрения дела и приобщенными к материалам дела по ее ходатайству. Из объяснения свидетелей З.А.А., Б.А.В., Валиевой Л.С., Т.Х.Д., Г.Л.С., К.И.А., усматривается, что К.О.А.,работает с 2008г. в МЧС РЮО по настоящее время и постоянно проживает в г.Цхинвал. Из светокопии трудовой книжки усматривается, что 10.12.2008 г. К.О.А.,назначена на должность помощника министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Приказом по Министерству чрезвычайных ситуаций Республики Южная Осетия за № 6 от 12.12.2008 г. К.О.А.,зачислена в списки личного состава Министерства и назначена на должность помощника министра и ей установлен оклад по должности в размере 2 927 рублей 00 копеек, согласно штатного расписания. Из командировочного удостоверения за № 23 от 30.04.2009 г. и выписки из приказа за № 21-км от 30.04.2009 г. усматривается, что К.О.А.,находилась в служебной командировке в г. Ростов-на-Дону 29 суток с 1.05.2009 г. по 29 мая 2009 г. для выполнения служебного заседания. Из выписки из приказа по Министерству чрезвычайных ситуаций Республики Южная Осетия усматривается, что К.О.А.,прибыла из служебной командировки и приступила к исполнению своих служебных обязанностей. Из справки, выданной Республиканской Книнической больницей Республики Северная Осетия-Алания, также усматривается, что К.О.А., находилась на лечении в родильном доме ГУЗ РКБ с 30.07.2009 г. по 12.08.2009 г. с диагнозом « беременность 31 недели, водянка беременных». 27 июля 2009 г. по 19 января 2010 г. К.О.А. находилась в декретном отпуске, что также подтверждается выпиской из приказа № 165/143 от 3.09.2009 г. по Министерству чрезвычайных ситуаций Республики Южная Осетия. Из справки, выданной РКБ Минздрава Республики Северная Осетия-Алания г.Владикавказ, усматривается, что К.О.А. находилась на лечении в родильном доме ГУЗ РКБ с 14.09.2009 г. по 30.09.2009 г. с диагнозом «срочные роды». Из листка нетрудоспособности от 1.09.2009 г. Цхинвальской женской консультации усматривается, что К.О.А. находилась на больничном по 19.01.2009 г. Из выписки из приказа № 6а от 20.01.2010г. по МЧС РЮО усматривается, что К.О.А. предоставлен отпуск по уходу за ребенком с 20.01.2010 г. по 20 июля 2011 г. 1 сентября 2010 г. К.О.А. приступила к исполнению своих служебных обязанностей, что подтверждается выпиской из приказа № 167 от 01. 09.2010 г. Из справки от 24.04.2014 г. усматривается, что К.О.А. обучалась в Институте права и управления ЮФУ по специальности «юриспруденция» г.Ростова-на-Дону и присутствовала на занятиях с 12.01.2010 г. по 05.02.2010 г. (25 календарных дней) и с 12 мая 2010 г. по 31 мая 2010 г. (20 календарных дней). Из справки, выданной Цхинвальской женской консультации 30.05.2014 г. за № 40, усматривается, что К.О.А. находилась под диспансерным наблюдением по поводу беременности с 25.06.2009 г. Факт постоянного проживания К.О.А. с 2007 года по настоящее время подтверждается также справкой, выданной начальником Цхинвальского Управления внутренних дел г. Цхинвал. Таким образом, в ходе рассмотрения дела факт постоянного проживания К.О.А. последние пять лет установлен как показаниями допрошенных в суде свидетелей, так и представленными и исследованными в суде вышеперечисленными доказательствами. То обстоятельство, что К.О.А. выезжала за пределы Республики Южная Осетия, на что имеет гарантированное Конституцией Республики Южная Осетия право не свидетельствует о том, что она не проживает постоянно в течении пяти лет на территории Республики Южная Осетия, напротив, исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности, в их взаимной связи друг с другом, свидетельствуют, что выезды К.О.А. за пределы являются временными в связи со сложившимися обстоятельствами. Суд считает, что требование заявителя об отмене регистрации кандидата в депутаты Парламента Республики Южная Осетия шестого созыва К.О.А., включенной в зарегистрированный список кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия шестого созыва, выдвинутого Республиканской политической партией «Единая Осетия» ,на основании п.1 ч.5 ст.41 Конституционного Закона Республики Южная Осетия, ввиду отсутствия у кандидата пассивного избирательного права, является незаконным. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 и 261 ГПК РФ Верховный Суд Республики Южная Осетия
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия об отмене регистрации кандидата в депутаты Парламента Республики Южная Осетия шестого созыва К.О.А., включенной в зарегистрированный список кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия шестого созыва, выдвинутого Республиканской политической партией «Единая Осетия» отказать. Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Республики Южная Осетия в течение пяти дней со дня его принятия.
Судья Э.Ц. Хабалова