ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ100001, г.Цхинвал, ул. 13 Коммунаров 29
Именем Республики Южная Осетия
РЕШЕНИЕ
г. Цхинвал23 мая 2014 г. Дело №…..
Верховный Суд Республики Южная Осетия в составе: председательствующего судьи Верховного Суда Республики Южная Осетия Цховребовой К.А., при секретаре Джиоевой Н.Р., с участием прокурора Хачировой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.В.Ф. о признании незаконным решения Центральной избирательной комиссии РЮО от 9 мая 2014 года за № 16/2 в части отказа Г.В.Ф. в регистрации кандидатом в депутаты Парламента Республики Южная Осетия и обязании Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия зарегистрировать его, Г.В.Ф. кандидатом в депутаты Парламента Республики Южная Осетия VI созыва,
УСТАНОВИЛ:
Решением Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия от 9 мая 2014 года № 16/2 «О регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия VI созыва, выдвинутого Социалистической политической партией «Фыдыбаста». Г.В.Ф., 21 августа 1966 года рождения, был исключен из списка кандидатов в депутаты Парламента Республики южная Осетия на основании пункта 1 части 5 статьи 41 Конституционного закона Республики Южная Осетия «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия ». Г.В.Ф. обратился в Верховный Суд Республики Южная Осетия с заявлением о признании незаконным вышеуказанного решения Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия в части исключения его из республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия, выдвинутого Социалистической политической партией «Фыдыбаста», обязав Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия зарегистрировать его, Г.В.Ф., в качестве кандидата в депутаты Парламента Республики Южная Осетия VI созыва. Как указывает заявитель Г.В.Ф., оспариваемое решение Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия является незаконным, необоснованным и голословным по следующим основаниям. В мотивировочной части решения указывается, что согласно заключению Министерства внутренних дел Республики Южная Осетия он, не проживает на территории Республики Южная Осетия постоянно последние пять лет. Заключение Министерства внутренних дел Республики Южная Осетия само незаконное, так как конституционными законами Республики Южная Осетия «О выборах в депутаты Парламента Республики Южная Осетия» и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» заключение Министерства внутренних дел Республики Южная Осетия о наличии или отсутствии у граждан пассивного избирательного права не требуется. Истребование Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия заключения Министерства внутренних дел Республики Южная Осетия о наличии у кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия пассивного избирательного права законами Республики Южная Осетия не предусмотрено. Из указанного решения Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия не усматривается, на чем основывается заключение Министерства внутренних дел Республики Южная Осетия. Решение Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия, основанное на незаконном и необоснованном заключении Министерства внутренних дел Республики Южная Осетия, само является незаконным и необоснованным. Он с момента рождения по настоящее время проживает в Южной Осетии. Даже во время учебы в …, а так же службе в Советской Армии местом его постоянного проживания считается г.Цхинвал Юго-Осетинской Автономной области. А с момента провозглашения Республики Южная Осетия, в образовании, становлении и укреплении которой принимал и принимает активное участие, по настоящее время местом его постоянного проживания также является г.Цхинвал и село …., так как нигде за пределами Республики Южная Осетия он не имеет жилплощади, нигде за пределами Республики Южная Осетия он никогда не работал. Доказательствами его проживания в Республики Южная Осетия является его регистрация в доме в селе …, его преимущественное проживание в г.Цхинвал в квартире родителей, а с 2013 года его проживание на съемной квартире по ул. …. Доказательствами его постоянного проживания в Республике Южная Осетия также являются справка об окончании экономического факультета Юго-Осетинского госуниверситета, куда он поступил в 2008 году и окончил в 2010 года, работа в том же институте с 2010 года по настоящее время и работа на должности Председателя Госкомитета информации и печати Республики Южная Осетия с 19 марта 2013 года по настоящее время. В судебном заседании заявитель Г.В.Ф. поддержал заявленные требования и пояснил, что постоянным местом его жительства является Республика Южная Осетия, это подтверждается представленными им доказательствами, актом, подписанными Г.Н.В., Г.С.Ф. и Г.З.Г., договором об аренде жилого помещения, справками с места работы, регистрацией в селе … и т.д.. Г.В.Ф. обратился в суд с дополнительным заявлением, где более подробно со ссылкой на Конституцию Республики Южная Осетия, Конституционные Законы Республики Южная Осетия «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия», обосновал заявленные требования. Представитель заявителя Г.В.Ф. Х.А.И. поддержал заявленные требования и пояснил, что постоянным местом жительства Г.В.Ф. является Республика Южная Осетия, о чем свидетельствуют представленные в суд доказательства. Представитель заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия Б.М.В. требования заявления не признал и пояснил, что Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия при вынесении оспариваемого решения «Об исключении заявителя из республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия» VI созыва от Социалистической политической партии «Фыдыбаста», руководствовалась ответом из Министерства внутренних дел Республики Южная Осетия от 2 мая 2014 года на запрос Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия, из которого усматривается, что заявитель Г.В.Ф. является гражданином Республики Южная Осетия, но последние пять лет не проживал на территории Республики Южная Осетия. Указанный ответ является единственным обоснованием решения Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия. Что касается уважительности отсутствия кандидата на территории Республики Южная Осетия в определенный период, то это не являлось предметом обсуждения при вынесении данного решения, так как законом не оговаривается уважительность и неуважительность отсутствия кандидата на территории Республики Южная Осетия. Допрошенный в судебном заседании по ходатайству заявителя свидетель Л.Ю.К., пояснил, что проживает в г.Цхинвал, по ул. …, со дня распределения указанного многоквартирного дома Г.В.Ф. является его соседом, проживает в том же доме в квартире № 10 с 1971 года. В последнее время, т.е., последний год он переехал и проживает по другому адресу, но часто приходит в родительскую квартиру по вышеуказанному адресу.Аналогичные показания дали свидетели К.Б.А.. и Г.А.А.. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения заявителя Г.В.Ф., его представителя Х.А.И., заслушав заключение прокурора Х.В.С., полагавшей удовлетворить заявление Г.В.Ф., суд приходит к убеждению, что заявление Г.В.Ф. о признании незаконным решения Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия от 9 мая 204 года за № 16/2 и обязании регистрации Г.В.Ф. кандидатом в депутаты Парламента Республики Южная Осетия VI созыва подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Конституционный закон «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия» предусматривает, что для регистрации республиканского списка кандидатов уполномоченный представитель политической партии не позднее чем за 35 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия избирательные документы (ст.39). Согласно ст.41 указанного Закона Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия не позднее чем через десять дней после приема необходимых для регистрации республиканского списка документов, обязана принять решение о регистрации республиканского списка кандидатов, либо мотивированное решение об отказе в регистрации указанного списка. В соответствии с требованиями ч.5 ст.41 указанного выше Закона Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия исключает кандидата из республиканского списка кандидатов в случае: 1. отсутствия у кандидата пассивного избирательного права; 2. неуказания кандидатом сведений имеющейся у него неснятой и непогашенной судимости; 3. установления судом факта несоблюденого периода ограничений, предусмотренных конституционным законом «Об основных гарантиях на участие в референдуме, граждан Республики Южная Осетия». 4. неоднократного использования кандидатом преимуществ должностного или служебного повышения; 5. наличия факта регистрации кандидата в другом республиканском списке кандидатов; 6. наличия в республиканском списке кандидатов, выдвинутом политической партией, кандидата, являющегося членом иной политической партии; 7. отсутствия среди документов, представленных в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия в соответствии со статьей 35 настоящего конституционного закона, документов, необходимы в соответствии с пунктами 1.3 и 6 статьи настоящего конституционного закона для регистрации кандидатов, включенного в республиканский список кандидатов. 21 апреля 2014 года в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия Социалистической политической партией «Фыдыбаста» были представлены избирательные документы для регистрации республиканского списка кандидатов. Решением Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия от 9 мая 2014 года постановлено зарегистрировать республиканский список кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия VI созыва, выдвинутого Социалистической политической партией «Фыдыбаста» в количестве 21 человек. Пунктом 1 указанного решения Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия из республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия, выдвинутого, данной политической партией, исключен заявитель Г.В.Ф. Основаниями для его исключения из списка послужило то, что он не проживает на территории Республики Южная Осетия последние пять лет. В соответствии с ч.1 ст.58 Конституции Республики Южная Осетия депутатом Парламента Республики Южная Осетия может быть избран гражданин Республики Южная Осетия, достигший на день голосования 21 года и постоянно проживающий последние 5 лет на территории РЮО. Указанную выше норму Конституции РЮО воспроизводит п.1 ст.5 Конституционного закона «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия». Следовательно, одним из требований закона для приобретения гражданином права быть избранным депутатом Парламента Республики Южная Осетия является условие постоянного проживания в Республике Южная Осетия. Указанный выше срок постоянного проживания не менее 5 лет должен непосредственно предшествовать проведению выборов. Факт проживания заявителя Г.В.Ф. постоянно последние 5 лет на территории РЮО подтверждается документами, приложенными к заявлению Г.В.Ф. в Верховный Суд Республики Южная Осетия, а также многочисленными доказательствами, представленными заявителем в ходе судебного рассмотрения дела и приобщенными к материалам дела по его ходатайству. Из объяснения свидетелей Л.Ю.К., К.Б.А., Г.А.А. усматривается, что Г.В.Ф. с 1971 года, по настоящее время проживает постоянно в г.Цхинвал. Из справки с Юго-Осетинского государственного университета за № 15-01-500 от 13 мая 2014 года, из копии диплома, выданного 19 октября 2010 года усматривается, что Г.В.Ф. зачислен на экономический факультет 10 июля 2008 года и окончил полный курс 7 июля 2010 года. Данный факт также подтверждается выпиской из приказа № 92 по Юго-Осетинскому государственному университету от 30 июня 2010 года о допуске к защите дипломных работ и сдаче госэкзаменов 37 студентов экономического факультета заочного отделения по специальности «Менеджмент», в том числе и Г.В.Ф., а также выпиской из приказа № 98 от 7 июля 2010 года об отчислении 35 студентов, в том числе и Г.В.Ф. из указанного факультета, как защитивших дипломные работы и сдавших госэкзамены. Из справки за № 15-01-501 от 13 мая 2014 года с Юго-Осетинского государственного университета также усматривается, что с сентября 2010 года по настоящее время Г.В.Ф. действительно работает старшим преподавателем кафедры гражданского права Юго-Осетинского государственного университета им.А.А.Тибилова и ежемесячно получает заработную плату, а также Г.В.Ф. является штатным сотрудником Юго-Осетинского государственного университета Республики Южная Осетия с 23 августа 2010 года, по настоящее время. Данный факт подтверждается справкой с Юго-Осетинского государственного университета за № 15-01-518 от 15 мая 2014 года. Из адресной справки от 12 мая 2014 года усматривается, что с 19 мая 2000 года Г.В.Ф. прописан в селе …. Указом Президента Республики Южная Осетия от 19 марта 2013 года Г.В.Ф. назначен Председателем Государственного комитета информации Республики Южная Осетия, что подтверждается, представленной в суд копией вышеуказанного Указа. Факт его работы на данной должности с 19 марта 2013 года подтверждается также справкой за № 105 от 13 мая 2014 года, представленной заявителем в суд. Факт постоянного проживания на территории Республики Южная Осетия подтверждается договором аренды жилого помещения кВ.14 по ул.Сталина, 19 г.Цхинвал от 1 июля 2013 года, заключенного между гражданином Республики Южная Осетия Б.Э.А. и Администрацией Президента Республики Южная Осетия в лице Заместителя Руководителя Администрации Т.А.З. О постоянном проживании Г.В.Ф. свидетельствует также тот факт, что с 2007 года по настоящее время он является Председателем Социалистической политической партии «Фыдыбаста» Республики Южная Осетия, адресом расположения которой является г.Цхинвал, ул.Таболова,131 кв.10, а также выписки из протоколов заседания политсовета и съездов социалистической партии «Фыдыбаста» на 20 листах, светокопии информации о продолжении деятельности указанной выше партии с 2009 года по настоящее время на 10 листах, а также копии бухгалтерских балансов на 7 листах. В ходе судебного заседания судом обозрены книги учета проведения лекций преподавателем экономического факультета Юго-Осетинского государственного университета Республики Южная Осетия за 2010-2011 гг., 2011-2012 гг., из которых усматривается, что преподаватель Законодательства в области финансов Г.В.Ф. регулярно читал лекции. Об этом свидетельствует также справка, выданная 23 мая 2014 года деканом факультета русской филологии, иностранных языков и журналистики Г.Э.Д. Из указанной справки усматривается, что Г.В.Ф. с 1 сентября 2010 года по настоящее время еженедельно проводил учебные занятия по правоведению и журналистике. Таким образом, в ходе рассмотрения дела факт постоянного проживания заявителя Г.В.Ф. последние 5 лет на территории Республики Южная Осетия установлен как показаниями допрошенных в суде свидетелей, так и представленными и исследованными письменными доказательствами. Следовательно, исключение заявителя Г.В.Ф. из республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия, выдвинутого Социалистической политической партией «Фыдыбаста» на основании пункта 1 части 5 статьи 41 Конституционного закона Республики Южная Осетия, то есть отсутствия у кандидата пассивного избирательного права, является незаконным. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 и 261 ГПК РФ Верховный Суд Республики Южная Осетия,
РЕШИЛ: Заявление Г.В.Ф. удовлетворить. Признать незаконным решение Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия от 9 мая 2014 года за № 16/2. Обязать Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия зарегистрировать Г.В.Ф. кандидатом в депутаты Парламента Республики Южная Осетия VI созыва. Настоящее решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Верховного Суда Республики Южная Осетия в течение 5 дней со дня его вынесения.
Судья: К.А. Цховребова