ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ 100001, г.Цхинвал, ул. 13 Коммунаров 29
Именем Республики Южная Осетия
РЕШЕНИЕ
24 мая 2014г. Дело №….. г.Цхинвал
Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2014г. Решение в полном объеме изготовлено 24 мая 2014г.
Верховный Суд Республики Южная Осетия в составе: председательствующего судьи Верховного Суда Республики Южная Осетия Маргиевой И.А., при секретаре Джиоевой Н.Р., с участием: представителя заявителя Республиканской политической партии «Единая Осетия» К.О.А., доверенность от 14.05.2014; представителя заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия Б.М.В., доверенность от 17.05.2014 №163; заинтересованного лица — кандидата в депутаты Парламента РЮО от Республиканской политической партии «Единая Осетия» Т.А.А.; представителя Генеральной прокуратуры РЮО Бибиловой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Республиканской политической партии «Единая Осетия» об отмене решения Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия от 12 мая 2014 № 20/1 и обязании Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия включить Т.А.А. в республиканский список кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия от Республиканской политической партии «Единая Осетия»,
Установил:
Республиканская политическая партия «Единая Осетия» (далее- РПП «Единая Осетия») обратилась в Верховный Суд Республики Южная Осетия (далее — Верховный Суд РЮО) с заявлением об отмене решения Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия (далее – ЦИК РЮО) «Об исключении из зарегистрированного республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия (далее – Парламента РЮО) шестого созыва, выдвинутого РПП «Единая Осетия» кандидата Т.А.А. и кандидата К.О.А. от 12 мая 2014 г. N 20/1 и обязании ЦИК РЮО включить Т.А.А. в Республиканский список кандидатов в депутаты Парламента РЮО от РПП «Единая Осетия». В обоснование заявления РПП «Единая Осетия» указала, что Т.А.А. 1972 г. рождения является уроженцем …. и на протяжении всей жизни проживает в…, то есть на территории Республики Южная Осетия (далее-РЮО). В судебном заседании представитель РПП «Единая Осетия» К.О.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении и пояснила, что Т.А.А. не были нарушены требования ч. 1 ст. 58 Конституции Республики Южная Осетия, ч. 2 ст.5 Конституционного Закона РЮО «О выборах депутатов», касающихся требований о сроке постоянного проживания в РЮО, предъявляемых к кандидатам в депутаты Парламента РЮО, так как Т.А.А. является опекуном своего брата — инвалида и его краткосрочные выезды из РЮО в РСО-Алания за последние пять лет были связаны исключительно с необходимостью вывоза брата на лечение. В связи с этим считает, что у Т.А.А. были уважительные причины отсутствия на территории РЮО в указанные в заключении МВД РЮО от 12.05.2014 №1/1-257 периоды времени. А у ЦИК РЮО не было оснований для принятия на основании вышеуказанного заключения МВД РЮО Решения от 12 мая 2014 г. N 20/1 об исключении Т.А.А. из зарегистрированного республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента РЮО шестого созыва, выдвинутого РПП «Единая Осетия». Заинтересованное лицо – Т.А.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал и объяснил, что в указанные в заключении МВД РЮО от 12.05.2014 №1/1-257 периоды времени отсутствовал на территории РЮО по уважительным причинам, изложенным выше представителем заявителя. Считает, что обжалуемым Решением от 12.05.2014 №1/1-257 нарушено его пассивное избирательное право. Вызванные в судебное заседание по ходатайству заявителя свидетели Г.Л.В., Х.В.В., Х.Ф.Л., Б.Э.А. показали, что Т.А.А. все последние пять лет проживает на территории РЮО, за исключением краткосрочных выездов на территорию РСО-Алания по семейным обстоятельствам. Представитель ЦИК РЮО Б.М.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления, пояснив, что ЦИК РЮО при принятии обжалуемого Решения от 12.05.2014 №20/1 руководствовалось избирательным законодательством, действующим на территории РЮО. Также добавил, что никаких недостатков в представленных РПП «Единая Осетия» документах для регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента РЮО от РПП «Единая Осетия» ЦИК РЮО не усмотрел, в связи с чем и был зарегистрирован 07.05.2014. Единственным основанием, послужившим для исключения Т.А.А. из зарегистрированного списка кандидатов было заключение МВД РЮО от 12.05.2014 №1/1-257, основанное на данных КПП «Нижний Зарамаг», Пограничного Управления ФСБ РФ по РСО-Алания. Эти данные были получены по запросу ЦИК РЮО из КГБ РЮО, а затем по поручению ЦИК РЮО переданы в МВД РЮО для подсчета и дачи заключения о наличии ценза оседлости в отношении кандидата Т.А.А. ЦИК РЮО правомочна исключать кандидата из республиканского списка кандидатов в депутаты после его регистрации по вновь открывшимся обстоятельствам, а именно в связи с утратой кандидатом пассивного избирательного права. Представитель Генеральной Прокуратуры РЮО Б.С.Г. полагала требования заявителя подлежащими удовлетворению в связи с нарушением ЦИК РЮО процедуры принятия обжалуемого Решения. Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении заявления, показания свидетелей, исследовав материалы дела и представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РЮО, полагавшей требования заявителя подлежащими удовлетворению, Верховный Суд РЮО находит заявление подлежащим удовлетворению в части по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 13 статьи 50 Конституции Республики Южная Осетия, частью 2 статьи 6 Конституционного закона Республики Южная Осетия от 19.11.2008 г. «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия», Указом Президента Республики Южная Осетия от 20 марта 2014г. №78 на 08 июня 2014 года назначены выборы депутатов Парламента Республики Южная Осетия. Решением ЦИК РЮО от 20 мая 2014 г. N 20/1 «Об исключении из зарегистрированного республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента РЮО шестого созыва, выдвинутого РПП «Единая Осетия» кандидата Т.А.А. и кандидата К.О.А.» исключен из зарегистрированного республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента РЮО, выдвинутого РПП «Единая Осетия», кандидат Т.А.А. При вынесении данного Решения ЦИК РЮО руководствовался ст.58 Конституции РЮО и п.1 ч.5 ст.41 Конституционного закона РЮО «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия». Частью 1 ст. 39 Конституционного Закона РЮО «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия» предусмотрено, что для регистрации республиканского списка кандидатов уполномоченный представитель политической партии не позднее чем за 35 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в Центральную избирательную комиссию РЮО необходимые избирательные документы. В соответствии с ч.1 ст.41 этого же закона Центральная избирательная комиссия РЮО не позднее чем через десять дней после приема необходимых для регистрации республиканского списка кандидатов документов обязана принять решение о регистрации республиканского списка кандидатов либо об отказе в регистрации указанного списка. Согласно п.1 ч.5 ст.41 Конституционного закона РЮО «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия» Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия исключает кандидата из республиканского списка кандидатов в случае отсутствия у кандидата пассивного избирательного права. Таким образом, процедура исключения ЦИК РЮО кандидата из республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента РЮО по основанию отсутствия у него пассивного избирательного права, как указано в Решении ЦИК РЮО от 12.05.2014 №20/1, предусмотрена законом на стадии принятия решения о регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента РЮО, выдвинутого политической партией, а не после его регистрации. В силу ч.3 ст. 82 Конституционного закона РЮО «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия» регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный республиканский список кандидатов, аннулируется Центральной Избирательной комиссией Республики Южная Осетия в случае утраты им пассивного избирательного права. В силу ч.6 ст.82 этого же закона регистрация кандидата, включенного в зарегистрирован-ный республиканский список кандидатов, выдвинутый политической партией, может быть отменена Верховным Судом Республики Южная Осетия по заявлению Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия, иной политической партии, республиканский список которой зарегистрирован в случае, в том числе вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации, предусмотренным статьей 40 настоящего Конституционного закона. Согласно ч.3 ст.259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов), кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в случаях, установленных федеральным законом, прокурор. В соответствии с п.9 ст.31 Конституционного закона Республики Южная Осетия « об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» в случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 2 статьи 27 настоящего Конституционного закона и пунктом 1 настоящей статьи, установлена после регистрации кандидата (списка кандидатов) и недостоверность этих сведений носит существенный характер, Центральная избирательная комиссия Республики Южная Осетия не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации соответствующего кандидата (исключении соответствующего кандидата из списка кандидатов), а за15-1 день до дня голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата (исключении из списка кандидатов). Согласно пункту 2 статьи 27 этого же закона выдвижение кандидата (списка кандидатов) возможно при условии представления лицом (каждым из выдвинутых лиц) письменного заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы- род занятий), занимаемая должность, сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) законодательства Республики Южная Осетия, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в соответствующую избирательную комиссию. Из системного толкования приведенных выше норм права следует, что регистрация кандидата может быть отменена судом. Ошибочное решение о регистрации кандидата сама избирательная комиссия не вправе отменить. Она должна обратиться в этом случае в суд с заявлением об отмене своего незаконного, по ее мнению, решения. Вместе с тем, в строго определенных законами случаях (п.9 ст.31 Конституционного закона Республики Южная Осетия « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия») избирательная комиссия вправе сама принять решение об отмене регистрации соответствующего кандидата (исключении соответствующего кандидата из списка кандидатов). Из материалов дела следует, что кандидат в депутаты Парламента РЮО от РПП «Единая Осетия» Т.А.А. был зарегистрирован ЦИК РЮО 07.05.2014 в составе республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента РЮО, выдвинутого РПП «Единая Осетия». Для исключения Центральной избирательной комиссией РЮО Т.А.А. из зарегистрирован-ного республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента РЮО от РПП «Единая Осетия» послужили вновь открывшиеся обстоятельства, а именно отсутствие, по мнению ЦИК РЮО, на момент регистрации пассивного избирательного права (ценза оседлости) у Т.А.А. В данном случае, как было указано выше, у ЦИК РЮО не имелось полномочий самой отменить ошибочно зарегистрированного кандидата. В соответствии с ч.6 ст.82 Конституционного закона РЮО «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия» ЦИК РЮО следовало обратиться в Верховный Суд РЮО с соответствующим заявлением. Ввиду изложенного не может быть признано законным обжалуемое Решение ЦИК РЮО от 12.05.2014 №20/1, так как оно противоречит по процедуре его принятия избирательному законодательству, действующему на территории РЮО. Вместе с тем, ЦИК РЮО не лишена возможности обратиться в Верховный Суд РЮО с соответствующим заявлением. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявление подлежит удовлетворению в части. Руководствуясь ст.ст. 194-199, ст.261 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Республиканской политической партии «Единая Осетия» удовлетворить частично. Признать незаконным решение Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия от 12 мая 2014 № 20/1. В остальной части заявления отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РЮО в течении 5 дней со дня его вынесения.
Судья: И.А. Маргиева
