ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ100001, г.Цхинвал, ул. 13 Коммунаров 29
Именем Республики Южная Осетия
РЕШЕНИЕ
23 мая 2014 года Дело №….. г.Цхинвал
Верховный Суд Республики Южная Осетия в составе: председательствующего судьи Гагиевой Н.В., при секретаре Чочиевой М.М., с участием прокурора Хачировой В.С., представителя заявителя и заинтересованного лица в одном лице – кандидата в депутаты Парламента РЮО от Республиканской политической партии «Единая Осетия» К.О.А. (доверенность от 14.05.2014г.), представителя заинтересованного лица Центральной избирательной комиссии РЮО – Б.М.В.(доверенность №150 от 15.05.2014г.), рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Республиканской политической партии «Единая Осетия» об отмене решения Центральной избирательной комиссии от 12 мая 2014 года за №20/1 и обязании регистрации К.О.А. в республиканский список кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия шестого созыва,
Установил:
Республиканская политическая партия «Единая Осетия» обратилась в Верховный Суд РЮО с заявлением об отмене решения ЦИК РЮО от 12 мая 2014 года за № 20/1 и обязании регистрации К.О.А. в республиканский список кандидатов в депутаты, обосновав свои требования следующим. Решением ЦИК РЮО от 12 мая 2014 года № 20/1 К.О.А. исключена из республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия шестого созыва от РПП «Единая Осетия». Основанием для исключения послужило заключение Министерства внутренних дел РЮО о том, что К.О.А. не проживала на территории Республики Южная Осетия последние пять лет. Если бы Центральная избирательная комиссия РЮО вникла в суть дела, то выяснилось бы, что К.О.А. начала служить в Министерстве по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в декабре 2008 года. 1 мая 2009 года она была командирована в г.Ростов-на-Дону для выполнения служебного задания сроком на 29 суток. С 27 июля по 26 августа 2009 года К.О.А. находилась в очередном ежегодном отпуске. Ее нахождение за пределами Республики Южная Осетия во время отпуска (часть отпуска она провела в медицинском учреждении), так же, как и нахождение в командировке, безусловно, не может признаваться как ненахождение на территории РЮО, для определения «ценза оседлости». С 1 сентября 2009 года К.О.А. приказом за №165/143 была отправлена в отпуск по беременности и родам. С 19 января 2010 года К.О.А. находилась в отпуске по уходу за ребенком до трех лет. 1 сентября 2010 года она приступила к выполнению своих служебных обязанностей, о чем свидетельствует выписка из приказа №167 от 1 сентября 2010 года. Период нахождения женщины по беременности и родам, по уходу за ребенком, гарантированы государством и защищены законодательством (ст.34 Конституции РЮО). В соответствии со ст.ст.225 и 256 Трудового кодекса РФ на период отпуска по уходу за ребенком за работником сохраняется место работы (должность) и отпуск по уходу за ребенком засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж. А если законодатель не прерывает трудовой стаж, следовательно, есть устойчивая правовая связь с работой, а тем более с местом нахождения этой работы. Исходя из изложенного, заявитель полагает, что предоставленный К.О.А. отпуск по беременности и родам, и следом отпуск по уходу за ребенком, никак не могут быть связаны ( ни прямо, ни косвенно) с «цензом оседлости», поскольку женщины, уходящие в вышеуказанные отпуска – есть особая категория и, именно поэтому они находятся под защитой и опекой международного и внутригосударственного законодательства. В судебном заседании интересы заявителя представила К.О.С., которая оспариваемым решением ЦИК РЮО исключена из республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента РЮО шестого созыва. Она же выступила в настоящем судебном заседании и в качестве заинтересованного лица. В судебном заседании К.О.А. поддержала требования заявления РПП «Единая Осетия» и пояснила суду, что она была зарегистрирована в республиканском списке кандидатов в депутаты Парламента РЮО шестого созыва от указанной партии. 12 мая 2014 года Центральная избирательная комиссия РЮО приняла решение об ее исключении из республиканского списка кандидатов в депутаты, мотивируя свое решение отсутствием у нее «ценза оседлости». Впоследствии выяснилось, что вменяемый ей период отсутствия на территории РЮО связан с объективными обстоятельствами. «Ценз оседлости» есть во многих государствах, но эти государства огромные, как например Российская Федерация, где крайне сложно не иметь «ценз оседлости», так как, в основном, люди переезжают из города в город на лечение, для получения образования, и т.д. Как всем нам известно, в Южной Осетии, особенно после августа 2008 года, сильно ослаблена социальная сфера, очень сложно не выезжать за пределы республики, даже если этого не хотим. Практически каждая вторая беременная женщина вынуждена выезжать в Северную Осетию для того, чтобы благополучно перенести беременность и грамотно оформить социальный пакет на себя и на ребенка. В июле 2009 года К.О.А. ушла в ежегодный отпуск, будучи уже беременной, ей пришлось лечь в больницу в г.Владикавказ и, так как ей врачи объяснили, что в ее положении до рождения ребенка переезды нежелательны, т.е. до сентября месяца 2009 года, она осталась на территории Северной Осетии. Тем не менее, в январе 2010 года она выезжала на учебу в г.Ростов-на-Дону, причем. в апреле 2010 года с ребенком лежала в больнице в г.Владикавказ, а вернулась в конце месяца. Ею были представлены листки нетрудоспособности и командировочное удостоверение в г.Ростов-на-Дону. К.О.А. пояснила, что в законодательстве существуют такие понятия, как: место проживания и место пребывания. Место проживания – это то место, где лицо преимущественно или постоянно проживает. Место проживания К.О.А. – г.Цхинвал, здесь у нее семья и работа, а место ее временного пребывания – г.Владикавказ, куда она выезжала в связи с необходимостью. Представитель Центральной избирательной комиссии РЮО Б.М.В. требования РПП «Единая Осетия» не признал и пояснил, что единственным документом, которым руководствовалась ЦИК РЮО при вынесении оспариваемого решения, является письмо из МВД РЮО, в котором указывается, что К.О.А. не проживает на территории РЮО в течение последних 5 лет. Ни Конституция РЮО, ни другие конституционные законы, касающиеся выборов, не предусматривают уважительных причин отсутствия гражданина на территории РЮО. К остальным сведениям, необходимым для регистрации кандидата в депутаты, относительно К.О.А. претензий не имелось. На момент регистрации К.О.А. в республиканском списке кандидатов в депутаты 7 мая 2014 года заключение МВД РЮО еще не было получено Центральной избирательной комиссией. Допрошенный по ходатайству К.О.А. свидетель Б.А.И. суду показал, что является исполняющим обязанности министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РЮО. Он – работодатель К.О.А.. Она является кандидатом в депутаты Парламента РЮО шестого созыва от Республиканской политической партии «Единая Осетия». ЦИК РЮО исключила ее из Республиканского списка кандидатов, ссылаясь на письмо из МВД РЮО, из которого следует, что К.О.А. в течение последних 5 лет постоянно не проживает на территории РЮО. К.О.А. является помощником министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РЮО по юридическим вопросом. Как работодатель К.О.А., он может пояснить, что в 2009 году отправил ее в Ростовский юридический университет на учебу. Следовательно, она отсутствовала на территории РЮО в период получения образования, что, по его мнению, является уважительной причиной отсутствия на территории РЮО. Свидетели В.Л.С., Г.Л.С. и К.И.А., допрошенные в судебном заседании по ходатайству К.О.А., дали суду аналогичные показания о том, что они являются соседками К.О.А.. Она в 2007 году вышла замуж в их двор и с тех пор постоянно проживает там, родила двух дочерей. Она иногда выезжала по поводу родов, учебы, а также по причине болезни ребенка. Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства и мнение прокурора, полагавшего удовлетворить заявление РПП «Единая Осетия», суд приходит к убеждению, что заявление Республиканской политической партии «Единая Осетия» об отмене решения Центральной избирательной комиссии от 12 мая 2014 года за № 20/1 и обязании регистрации К.О.А. в республиканский список кандидатов в депутаты Парламента Республики Южная Осетия шестого созыва подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям. Решением Центральной избирательной комиссии РЮО от 7 мая 2014 года за № 13/2 зарегистрирован республиканский список кандидатов в депутаты Парламента РЮО шестого созыва, выдвинутого Республиканской политической партией «Единая Осетия», в количестве 33 человек, в котором К.О.А. состоит под номером 12. Решением Центральной избирательной комиссии РЮО от 12 мая 2014 года за № 20/1 К.О.А. исключена из зарегистрированного республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента РЮО шестого созыва, выдвинутого Республиканской политической партией «Единая Осетия» в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, а именно потому, что согласно заключению МВД РЮО от 12 мая 2014 года за № 1/1-251, выявлено, что гражданка К.О.А. не проживает на территории Республики Южная Осетия постоянно последние пять лет. При вынесении решения Центральная избирательная комиссия руководствовалась ст.58 Конституции РЮО и ст.5 и ст.41 Конституционного Закона РЮО «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия». Требования ч.5 ст.41 Конституционного Закона РЮО «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия» предусматриваютисключение Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия кандидата из республиканского списка кандидатов в случае: 1) отсутствия у кандидата пассивного избирательного права; 2) неуказания кандидатом сведений об имеющейся у него неснятой и непогашенной судимости; 3) установления судом факта несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных Конституционным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия»; 4) неоднократного использования кандидатом преимуществ должностного или служебного положения; 5) наличия факта регистрации кандидата в другом республиканском списке кандидатов; 6) наличия в республиканском списке кандидатов, выдвинутом политической партией, кандидата, являющегося членом иной политической партии; 7) отсутствия среди документов, представленных в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия в соответствии со статьей 35 настоящего Конституционного закона, документов, необходимых в соответствии с пунктами 1, 3 и 6 статьи 35 настоящего Конституционного закона для регистрации кандидата, включенного в республиканский список кандидатов. В соответствии с требованиями указанной нормы исключение из республиканского списка кандидата в депутаты может иметь место по вышеперечисленным основаниям, до регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты. Соответственно, ссылка на ст.41 Конституционного Закона РЮО «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия» при исключении К.О.А. из республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента РЮО, является безосновательной. Что касается права Центральной избирательной комиссии РЮО на исключение из зарегистрированного республиканского списка кандидатов в депутаты, в соответствии с п.9 ст.31 Конституционного Закона РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» ЦИК РЮО вправе, в случае, если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с п.2 ст.27 указанного закона и п.1 настоящей статьи, установлена после регистрации кандидата (списка депутатов) и недостоверность этих сведений носит существенный характер, не позднее чем за 16 дней до дня голосования принять решение об отмене регистрации соответствующего кандидата (исключении соответствующего кандидата из списка кандидатов), а за 15-1 день до дня голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата (исключении из списка кандидатов). В соответствии с п.1 ст.31 Конституционного Закона РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» кандидаты при наличии необходимого количества собранных в их поддержку подписей избирателей регист¬рируются Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия при наличии составленных в соответствии с пунктом 2 статьи 27 настоящего Конституционного закона заявлений кандидатов об их согласии баллотиро¬ваться по данному избирательному округу. Законом Республики Южная Осетия может быть предусмотре¬но, что для регистрации кандидатов в Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии декларации о доходах гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой нало¬говых органов). В случае, если в соответствии с законодательством Республики Южная Осетия о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять декларацию о доходах, представ¬ляется справка о совокупной величине его доходов за год, предшест¬вующий году назначения выборов, из организации по месту получе¬ния доходов. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, представляются по форме, установленной Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия. В соответствии с п. 2 ст.27 Конституционного Закона РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» выдвижение кандидата (списка кандидатов) возможно при условии представления лицом (каждым из выдвинутых лиц) письменного заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), занимаемая должность, сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименова¬ний) статьи (статей) законодательства Республики Южная Осетия, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещени¬ем иной выборной должности. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в соответствующую избирательную комиссию. Поскольку из материалов дела не усматривается, что кандидатом в депутаты К.О.А. предоставлены недостоверные сведения, предусмотренных п.1 ст.31 и п.2 ст.27 Конституционного Закона РЮО «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия», Центральная избирательная комиссия РЮО не имела права исключать ее из зарегистрированного республиканского списка кандидатов в депутаты своим решением. Более того, к представленным К.О.А. сведениям, необходимым для регистрации в республиканском списке кандидатов в депутаты Парламента РЮО, как показал суду представитель ЦИК РЮО, претензий не было, что и послужило основанием для ее регистрации. Согласно п.1 ч.6 ст.82 Конституционного закона РЮО «О выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия» регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный республиканский список кандидатов, выдвинутый политической партией, может быть отменена Верховный Судом Республики Южная Осетия по заявлению Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия, иной политической партии, республиканский список кандидатов которой зарегистрирован, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации, предусмотренным статьей 40 указанного Конституционного закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия. Согласно ч.3 ст.259 ГПК РФ с заявлением в суд об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) вправе обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов) кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу. Руководствуясь требованиями вышеизложенных норм, как материального, так и процессуального права, проанализировав обстоятельства настоящего дела, суд полагает, что отмена Центральной избирательной комиссией РЮО своего решения от 7 мая 2014 года о регистрации республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента РЮО шестого созыва, выдвинутого РПП «Единая Осетия», являлась незаконной. Исключение К.О.А. из зарегистрированного республиканского списка кандидатов в депутаты Парламента РЮО, исходя из требований вышеприведенных норм материального и процессуального права, допускается по решению Верховного Суда РЮО. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 261 ГПК РФ, РЕШИЛ:
Заявление Республиканской политической партии «Единая Осетия» удовлетворить частично. Признать незаконным решение Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия от 12 мая 2014 года за №20/1. В удовлетворении остальной части заявления отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РЮО в течение 5 дней со дня его вынесения.
Судья: Н.В. Гагиева